Типы обмоток электродвигателей
Одной из важнейших частей электродвигателя является обмотка, в которой осуществляются основные рабочие процессы преобразования электрической энергии в механическую. Именно в обмотке электромашины происходит индуцирование элекродвижущей силы (ЭДС) и появляется электроток, создающий при взаимодействии с магнитным полем электромагнитные силы.
Различают несколько типов обмоток, используемых при производстве электрических машин или их сборке в процессе ремонта электродвигателей:
- в статорах трехфазных синхронных и асинхронных машин применяются трехфазные обмотки машин переменного тока;
- в роторах асинхронных электродвигателей с контактными кольцами используется тот же тип обмоток;
- в статорах асинхронных однофазных двигателей с короткозамкнутым ротором применяются однофазные обмотки.
Также различают:
- обмотки якорей коллекторных двигателей однофазного переменного и постоянного тока;
- обмотки короткозамкнутые для роторов асинхронных электродвигателей;
- обмотки возбуждения коллекторных и синхронных электродвигателей.
Всыпные, шаблонные, стержневые обмотки
По технологии изготовления и конструктивным особенностям также различают шаблонные, стержневые и всыпные обмотки.
- Всыпные обмотки используются в статерах низковольтных электродвигателей; в зависимости от мощности применяются однослойные (до 7 кВт) или двухслойные (до 10 кВт) обмотки. Их использование характерно и для роторов мощностью до 100 кВт. Всыпные обмотки не имеют формы с точно установленными размерами. Такие обмотки всыпаются по одному проводнику (круглый изолированный провод) через узкие шлицы в полузакрытые пазы сердечников.
- Шаблонные, или жесткие обмотки производятся из прямоугольных или круглых проводов определенных размеров. Они формуются, при этом проводники изолируются общей изоляцией. Укладка происходит в открытые или полуоткрытые пазы. Использование данного вида обмоток характерно для статоров свыше 100 кВт и фазных роторов от 10 до 100 кВт.
- Применение стержневых обмоток характерно, в основном, для роторных машин с двигателями мощностью более 100 кВт.
В маломощных машинах постоянного тока (до 10 кВт) используются, в основном, всыпные якорные обмотки, укладываемые в полузакрытые пазы. Для якорей более мощных двигателей применяются многовитковые или одновитковые катушки с шаблонной обмоткой, для двигателей еще большей мощности используются стержневые обмотки с высокой электрической и механической прочностью и дополнительной витковой изоляцией. В процессе перемотки трансформаторов или электродвигателей, специалисты точно определяют тип обмотки для дальнейшей надлежащей работы.
Другие события